Распространяется бесплатно

Воспроизводство духовного блага

8. ВОСПРОИЗВОДСТВО ДУХОВНОГО БЛАГА

 

В понятие духовного человека мы вкладывали идею осознанного действия, направленного на создание духовного наслаждения или блага для других людей или, в равной степени, для себя. При этом мы не можем утверждать, что все духовное благо, создаваемое на Земле, создается человеком или, тем более, создается только осознанно человеком. Духовный капитал, таким образом, складывается из суммы духовного блага, создаваемого человеком осознанно, создаваемого человеком неосознанно и создаваемого природой (высшими силами). Духовное благо, создаваемое неосознанно, это своеобразное опосредованное благо, которое кристаллизовалось в виде культуры или обычаев, литературы или иных форм знания, и продолжает до сих пор приносить благо. Такие формы блага являются часто результатом длительной работы общества над ними. В определенной степени неосознанное благо схоже с трудом, опосредованным в производительные силы и выполняет схожую функцию. Такие виды блага катализируют созидания новых благ.

Возникает вопрос о том, при каких условиях создаются блага, и происходит развитие духовного капитала (духовного наследия). Процесс создания духовного капитала состоит из четырех основных стадий – создания, распределения/распространения, признания и обратной связи, на каждой из которых действуют определенные факторы. Под факторами следует понимать причины и условия протекания процесса создания духовного блага.

Факторы духовного созидания. Исходной точкой процесса расширения духовного благосостояния является создание духовное блага. В классической экономической теории создание блага представляет собой преобразование факторов производства в некий продукт. При этом факторы производства сами по себе представляют собой товары, которые потребляются в ходе одного производственного цикла (предметы труда) или в течение нескольких производственных циклов (средства производства), либо же труд. Труд также рассматривается как воспроизводимый фактор, для которого необходим другой тип товаров – предметы потребления. В свою очередь, произведенные товары также подразделяются на эти три категории: 1) средства производства; 2) предметы труда и 3) предметы потребления. Одним и те же товары выступают, с одной стороны, в качестве факторов производства, а с другой стороны в качестве блага. Таким образом, общественное благосостояние определятся как максимизация товаров, созданных в экономической системе.

Процесс производства духовного блага имеет сходства и отличия с процессом создания материального благосостояния. Роль опосредованного труда вместо средств производства занимает духовное наследие (духовный капитал). Духовное наследие, как и средства производства, не потребляется в ходе одного цикла создания духовной блага, а может использоваться многократно. Духовное наследие  представляет часть  исторического наследия прошлых поколений. Пройдя через жернова истории, духовное наследие сохраняет только ту свою часть, которая имеет ценность не для одного поколения, отсеивая менее важные духовные блага. В духовном наследии (т.е. духовном капитале текущего периода) концентрируются духовные блага, которые доказали свою важность и практическую ценность. В противном случае человек не имел бы возможности освоить такой большой объем информации. Духовное наследие, как и средства производства, признается  продуктом деятельности большого количества людей, как правило, не одного поколения. Следовательно, это результат труда огромного количества людей и его крайне сложно воспроизвести или изменить. Оно создает направленность духовной деятельности человека. Во многом духовное наследие имеют определяющее значение для оценки уровня социальной системы.

В процессе духовного производства человек задействует только малую часть духовного наследия, которая им освоена и актуальна именно в этом процессе. К примеру, на пушкинских чтениях любитель литературы воспроизводит какие-то произведения классика, распространяет и актуализирует их среди других людей. В противовес материалистическому капиталу, который амортизируется и расходуется в процессе производста, духовный капитал в той части, что он задействован в духовном производстве, наоборот повторно актуализируется и множится в процессе принятия другими людьми.

Второй фактор производства, который оказывает влияние на создание духовного блага, – воля. Воля – это сила, которая позволяет человеку в состоянии выбора между различными формами поведения действовать в соответствии со своими духовными ценностями для создания новых духовных благ. Воля, прежде всего, определяет баланс между удовлетворением человеком потребностей и ценностями. Соответственно, чем сильнее воля в рамках социальной группы, тем выше размер человеческих ресурсов, которые затрачиваются на создание духовных благ. Воля является одним из факторов, а точнее даже коэффициентом, который определяет объем усилий относительно их общего количества, направленных на достижение духовного благосостояния.

Производительность труда это количество блага, создаваемого в расчете на 1 человека. В системе материальных благ существует ясное представление о том, что человек, оснащенный современными средствами производства, знаниями и предметами труда, создает значительно больше благ, чем тот, который лишен всех этих возможностей. Соответственно, улучшение оснащенности человека всеми этими средствами оказывает прямое влияние на увеличение количества создаваемых благ. В материалистической системе общественная оценка есть некое усреднение оценок всего рынка, которое находит выражение в рыночной цене товара. Но при этом удовлетворенность покупателя может быть различной, и это никак не отражается в распределении благ. Например, тарелка супа может спасти жизнь ребенку в слабо развитой стране Азии или Африки, но для человека в развитой стране ценность этой тарелки несопоставимо ниже. Таким образом, данная система закрепляет неравенство между отдельными людьми в доступе к благам.

В системе духовных благ общественная оценка ценности блага носит несколько иной характер. Оценка духовного блага осуществляется через духовное удовлетворение. Если мы представим какое-то простейшее благо в виде той же тарелки супа, то его ценность может отличаться в сотни и тысячи раз для разных людей. Но поскольку целью духовного человека является отдача, а не максимизация собственных приобретений, то он ориентируется на удовлетворение потребностей тех людей, которые в наибольшей степени нуждаются. Поэтому понятие «производительности блага» здесь имеет иной смысл. Она не имеет прямой зависимости с усредненной оценкой духовной значимости блага, а определяется субъективной оценкой ценности блага потенциальными приобретателями. Удовлетворение базовых духовных потребностей может быть многократно более значимым, нежели удовлетворение изощренных потребностей духовно богатых людей.

Еще один фактор, который рассматривается в экономической теории, – предпринимательский талант. Он представляет собой форму сознательной деятельности, направленной на поиск оригинальной комбинации факторов производства для извлечения прибыли. С позиции духовного мира, предпринимательский талант как фактор созидания духовных благ также получает вполне ясное понимание. Предпринимательский талант – одна из форм деятельности, которая отражает мыслительную и творческую индивидуальность человека в процессе создания блага. Эта субъективная сторона процесса создания духовного блага, которая отражает еще один важнейших фактор расширения духовного капитала – творческие способности. Творческие способности– это механизм, который способен преобразовать информацию и другие ресурсы  в новый вид блага. Творческие способности уникальны  для каждого человека. Таким образом, творчество отражает созидательный характер и индивидуальность процесса создания блага человеком. В ходе творческого процесса происходит распределение ресурсов человека между созданием  различных духовных благ. Эти решения являются субъективными и даже в рамках системы координат данного человека их нельзя назвать оптимальными с точки зрения максимизации блага.

Предприимчивость по сути является частным случаем творческих способностей, а предприниматель - частным случаем творца.  В некоторых случаях эти слова выступают синонимами, однако в рамках экономики предпринимательство трактуется узко – как манипулирование лишь факторами экономического производства. Наша модель творца (вместо предпринимателя) в дальнейшем разрешит это противоречие, агрегировав в себе и экономическое и неэкономическое поведение человека. Таким образом, мы резко повысим прогностические и описательные возможности экономики, которые теперь распространятся на все варианты человеческого выбора, а не только связанные с максимизацией индивидуального дохода.

Далеко не любое благо создается в ходе творческого процесса. В большинстве случаев человек действует инерционно, пытаясь постоянно снизить собственную нагрузку и отдохнуть. При этом творческий процесс минимизируется, а человек поступает в соответствии со своей памятью. Это является объективной необходимостью и механизмом рационализации использования ресурсов, поскольку творческие ресурсы человека сильно ограничены. Причем  из-за физиологических ограничений творческие ресурсы не могут задействоваться по 24 часа в день.

Как следствие, человек стремиться «сжать» повторяющиеся задачи и избавиться от работы над ними путем создания привычек и стереотипов,  перейти на  шаблонные решения с минимальным участием творческих способностей. Творческие порывы и  возможности участия в процессе создания духовного блага весьма ограничены в связи со спецификой человеческой природы. Вместе с ними ограничены и возможности выбора и создания духовных благ.

Кроме качественных факторов, определяющих механизм создания духовного блага на уровне отдельного человека, объем духовного блага зависит напрямую и от количества людей в общественной системе. Увеличение числа людей в социальной системе при прочих равных условиях ведет к мультипликации  духовных благ, хотя и не связано однозначно с ростом факторов интенсивности воспроизводства блага. В экономической теории данное понятие имеет много общего с понятием внутреннего валового продукта. ВВП не имеет тесной связи с уровнем материального благосостояния человека. А личное благосостояние является определяющим индикатором этой системы. Поэтому ВВП обычно рассматривается как индикатор экономической мощи социальной системы (в данном случае государства), которая может использоваться для достижения целей (экономических) субъектов этой системы. Большой ВВП означает больший рынок сбыта, а значит шире возможности обогащения для предприятий, работающих на нем. В классической экономике это выражается в форме эффекта масштаба.

В духовном мире одновременно есть значительные сходства и отличия. Большая социальная общность существенно расширяет возможности для создания блага. Поскольку в рамках социальной группы существует схожее отражение мира в сознании и схожие интересы, то оценки благ будут в большей степени подобны, нежели оценки различных социальных систем. Духовное благо получит признание значительного большего числа людей, то есть больше людей получит духовное удовлетворение. Творцу легче будет получить обратную связь.  Большая социальная общность может обеспечивать также более высокие темпы развития с некоторыми отличиями эффекта масштаба.  В  социальной общности большее количество создаваемого блага выражается не просто в численных показателях. Каждый человек вносит свой вклад не только в повторении процесса создания одних и тех же благ, но и в качественное совершенствование духовной системы, а не просто в расширение ее физических объемов. Даже если исходить из того, что далеко не каждый человек является частью этого процесса, то число участвующих в большой социальной системе выше. Соответственно, и темпы ее развития также выше.

Другой важной особенностью больших социальных систем с точки зрения создания духовного блага является возможность одновременной апробации различных направлений развития при сохранении общей ценностной структуры и устойчивости системы. Следовательно, возможности такой системы в нахождении оптимального пути значительно выше, чем у малой социальной системы.

Процесс духовного развития. Обобщая изложенные результаты анализа факторов  духовного воспроизводства, можно сформировать общую схему данного процесса. Исходной точкой создания духовного блага в социальной системе является духовное наследие. Оно может существенно отличаться для различных социальных групп, но как показывает история их развития, оно скорее имеет больше общего, чем различий.

Приводящим механизмом  в нашем случае является воля,  которая из человеческих ресурсов  выделяет долю для духовного процесса. Это своеобразная стратегическая подсистема, которая обеспечивает ресурсный потенциал для создания духовных благ. Операционной системой являются творческие способности человека. Творческие способности опираются на изучение и отражение мира в душе человека, которое формируется через собственный опыт и заимствование общественного опыта (духовного наследия). Творческий процесс ведет к принятию решений о конкретных направлениях духовного развития и создания духовных благ.  Таким образом, реализация решения зависит от производительности духовной системы. Три этих элемента– творческие способности, воля и производительность – определяют объем блага, создаваемого одним человеком. В рамках общественной системы общий объем благ не равен сумме труда отдельных людей, так как социальная система имеет определенный синергетический эффект, ускоряющий динамику ее развития.

Также как и при производстве материальных благ, часть факторов создания духовных благ является ограниченной. Но в духовном мире эти факторы в большинстве своем не продаются или не могут стать частью чьей-то частной собственности. В этом состоит одно из ключевых отличий процесса созидания духовного блага. Нельзя обменять факторы производства, такие как творческие способности или  коэффициент воли, на некие универсальные или иные ценности. С одной стороны, это усложняет понимание многих процессов в классической экономике, которые используются для совершенствования экономического процесса. С другой стороны, имеет и  положительное влияние. Поскольку отсутствуют отношения собственности, то не возникает конкуренции за факторы производства, которая характерна для рыночных отношений.

Доставка/распространение духовных благ. Создание духовного блага является первым компонентом системы функционирования духовных благ в обществе. Духовное благо должно еще получить общественное признание в форме духовного удовлетворения. Для этого оно должно быть доставлено до потенциального потребителя. Этот компонент можно назвать дистрибуцией или распространением духовных благ.

Если в классической экономической науке под максимизацией благосостояния понимается приобретение максимального возможного количества благ, то в нашей системе происходит обратный процесс, то есть максимально возможное распространение блага. Благо становится таковым, когда адресат получает духовное удовлетворение. То есть не просто получение информации или действие является духовным благом. Духовное удовлетворение есть признание ценности духовного блага другим человеком. Духовное удовлетворение человек может получить ровно столькими способами, сколькими он может черпать информацию из окружающего мира. Самым простым способом, который рассматривается чаще всего, является поступок человека, то есть действие в материальном мире. Но нет никакой принципиальной разницы между поступком, направленным на духовное удовольствие человека, и книгой, которая доставляет духовное благо. Во всех случаях духовное благо является результатом осознанного процесса восприятия внешней информации или внутренней рефлексии. Духовное благо, в этом смысле, является одной из реакций человека на внешнюю информацию. В оценке духовного капитала общества ситуация усложняется тем, что реакция различных людей на одну и ту же информацию может быть радикально противоположной в зависимости от системы ценностей. Следовательно, то, что является благом для одного человека, может являться злом для другого человека. С математической точки зрения, общественное благо в данном случае определяется как разница между суммарной оценкой созданного блага и зла.

Распространение такой духовной единицы, как зло, является очевидным недостатком. Но ему можно в определенной мере противодействовать на основе такого качества распространения духовного блага как «отвратимость». Поскольку духовное благо есть состояние духовного удовлетворения, которое обусловлено получением информации в той или иной форме, то в отличие от материальных благ, такого блага или, соответственно, зла от этой информации можно избежать. В материальном мире если человек теряет материальное благо, значимое для него, то в подавляющем большинстве случаев это становится ему тут же известно, что доставляет ему духовные страдания. Приобретение значимого материального блага, то есть материальное обогащение, также не может быть неизвестным для получателя. Но духовные блага могут быть не получены или могут быть не отправлены отдельными лицами и, таким образом, не повлекут за собой изменения духовного капитала.

Эффективность экономической системы во многом зависит от доступности и прозрачности информационной системы, в то время как в духовном мире любая информация воспринимается как субъективная и носит временный характер. Объективная информация в чистом виде недоступна, а ее объективизация является стремлением добиться общего понимания одних и тех же процессов, что необходимо для снижения конфликтности материального мира и достижения универсализма в общественно-экономических процессах. Ограниченная объективность информации в духовном мире позволяет не приравнивать распространение любой информации к благу, а целенаправленное распространение информации (во имя блага) ко лжи.

Важным следствием  является то, что распространение блага может подвергаться управленческому воздействию. Управление процессом распространения блага является крайне важным, оно имеет высшую значимость для максимизации духовного капитала и может снизить негативные последствия от распространения.

Распространение духовного блага представляет собой не такой простейший процесс как передача предмета от одного человека другому – конечному потребителю. Это процесс различной длительности и глубины воздействия на человеческое сознание. Например, прочтенная книга может являться большим откровением для человека и даже стимулировать его на какое-то изменение своей деятельности. То есть может нести благо само по себе. Но в большинстве случаев такое благо является кратковременным, также как и удовлетворение от прочтения книги.

Устойчивое распространение блага является не единичным актом, а системным взаимодействием, которое находит отражение в сознании, модели поведения и даже ценностях человека. Его можно представить как массу точечных воздействий. Масса этих точных воздействий определяется тем, насколько охвачены этим процессом взаимодействующие с человеком субъекты. Чем больше воздействие со стороны взаимодействующих субъектов, тем глубже воздействие духовного блага.  В человеке или обществе может происходить одновременно большое количество таких процессов. Они могут иметь разную интенсивность, могут быть достаточно разнородны внутри самого процесса. Общее между ними состоит в том, что это процесс может занимать длительное время, и чем длительнее и интенсивнее воздействие, тем глубже сила и устойчивость распространения блага.

По аналогии с процессом создания духовного блага рассмотрим, какие факторы оказывают влияние на распространение духовного блага. Прежде всего, остановимся на тех ограничениях, с которыми сталкивается человек в процессе духовной деятельности. Распространение духовного блага происходит в некой социальной среде, которая определяет возможности  диффузии духовного блага. Это своеобразная транспортно-логистическая система духовного капитала, через которую он может распространяться. В этом отношении логистическая система материальных благ в настоящее время является значительно более продвинутой. Товары, которые пользуются большим спросом, могут в относительно небольшой период времени получить общественное признание и продвигаться по всему миру. Наряду с развитием логистических средств, это стало возможным и в результате универсализации общественных взглядов и ценностей. Проще говоря, потребности людей стали формироваться в различных частях мира практически по одним и тем же лекалам. Поэтому одни и те же продукты не требуют значительного времени на принятие и адаптацию на различных рынках.

Духовные блага обладают определенными преимуществами в том смысле, что они в основной массе  не требуют особенных ресурсов для распространения (транспортных средств, согласования контрактов и т.п.) и, тем более, не стоят приобретателю ничего, т.е. он ничего не теряет, а наоборот приобретает при любом случае распространения. Множество духовных благ распространяются по всем законам маркетинга в тех случаях, когда их творцы не готовы дарить добро безвозмездно (это платные книги, фильмы, семинары, тренинги роста, занятия йогой и т.д.) Но все же существуют значительные ограничения в этом процессе. Они определяются механизмами фильтрации информации, которые складываются в общественной системе. Социальная система и каждый ее член сталкиваются с избыточным объемом информации, который они не способны переработать и отразить в своем сознании. Поэтому необходимым шагом является фильтрация информации, которая происходит двумя методами. Первый заключается в ограничении информации, которая передается между членами общества. Например, доля общения на тему духовности занимает мизерное время в общем времени общения обывателя с другими людьми. Приблизительно такое же место занимает коммуникация по передаче духовного блага вне зависимости от его формы. Соответственно, распространение блага в социальной среде в значительной степени ограничивается узостью коммуникационных каналов между людьми.

Современное общество и коммуникационные технологии предоставляют новые, немыслимые раньше возможности для распространения духовных благ. Разрушаются языковые барьеры, а проблема передачи информации на большое расстояние стала прошлым даже в слаборазвитых странах. Возможности передачи духовных благ на порядок больше, чем это можно было представить всего 30 лет назад. Но система фильтрации и постоянно возрастающие требования к человеку в эпоху глобальной конкуренции ставят серьезные ограничения этому процессу. Личное общение сокращается, возрастает роль интернет-каналов, которые во многих случаях являются неприспособленными для переноса духовного блага.

Вторым и основным фильтром является сознание человека. Ранее мы указали, что процесс распространения информации предполагает длительное системное взаимодействие различных субъектов. Поэтому распространение информации – это не просто прямой акт донесения информации, а  системное воздействие,  которое возникает в результате взаимодействия с большим количеством людей. Такие посредники являются важным элементом распространения блага. Но каждый субъект получает значительно больше информации, чем он может отразить в своем сознании, запомнить и затем транспортировать своим знакомым. Происходит естественная фильтрация, и человек сохраняет только то, что считает нужным. Человек не является идеальным проводников духовным благ. В зависимости от субъективных характеристик он проводит  ограниченную (чаще всего небольшую) долю получаемой информации. Все мы сталкивались с ситуацией, когда, находясь под впечатлением от прочитанной книги или фильма, мы не можем передать окружающим даже толики смыслов и впечатлений.  И, в частности, по этой причине для надежной транспортировки духовного блага его распространение должно вестись по многим каналам и в течение длительного времени.

 

Признание блага. Заключительным этапом  воспроизводства духовного блага является его признание. Признание – это результат оценки, вне зависимости от вида духовного блага все они преобразуются в однотипное духовное удовлетворение. Несмотря на то, что оценки являются глубоко субъективными, мера духовного удовлетворения является универсальной.

Процесс признания духовного блага отличается от процесса признания материального блага не только с точки зрения метода оценки, но и с точки зрения меры удовлетворения. Из-за большого количество различных взглядов, основанных на различной истории, культурах, рефлексии, практически ни одна важная идеология не добилась глобального доминирования. Одним из современных примеров является провал политики навязывания демократических ценностей и либерализма современными капиталистическими державами во главе с США. Несмотря на свои успехи во многих странах, с точки зрения ценностей и культуры данная система оказалась чужда многим другим государствам, что привело к многочисленным конфликтам и отторжению. Это результат неуважения многообразия культурных, исторических и духовных путей разных народов

Вместе с тем, можно предположить, что чем выше различия между двумя духовными системами, тем сложнее взаимопроникновение и признание духовных ценностей между ними. Однако, и схожесть систем ценностей не является однозначным фактором, ведущим к упрощению взаимного проникновения духовных благ между этими системами. Существуют социальные системы, которые сохраняют свои традиции в течение многих веков, и эти системы крайне слабо подвержены внешним изменениям. Таким образом, в дополнении к различиям между системами духовных ценностей важную роль играет восприимчивость к проникновению новых элементов в данной системе. Данные факторы формируют своеобразные транзакционные издержки процесса признания духовного блага.

Во многих случаях духовное благо вообще может не получать признания, а в большинстве случаев получает признание в ограниченных социальных группах. При этом оценки существенно различаются не только между группами, но и внутри социальных групп, т.к. оценка определяется системой ценностей, через призму которых оценивается благо.

Воспроизводство духовного блага. Не сложно предположить, что признание духовного блага  замыкает цикл его воспроизводства, но цикл оборота духовного блага остается незамкнутым, что порождает закономерное сомнение в том, как данный цикл может возобновиться в расширенном виде. Завершение цикла предполагает, что факторы создания духовного блага будут, как минимум, сохраняться в прежнем объеме, а система доставки благ обеспечивать их необходимое распространение. В противном случае объем создаваемого блага будет сужаться. В этом смысле цикличность оборота духовных благ является более сложным процессом, чем цикл воспроизводства факторов материального производства.

Сознание человека является отражением окружающего его мира. Поэтому увеличение духовного удовлетворения, получаемого от мира, в общем случае, должно нести в себе и увеличение отдачи в виде созидательной творческой духовной деятельности как результата изменения сознания.

Духовное удовлетворение для духовного человека является высшей мотивацией. Оно будет способствовать закреплению ценностей, которые приводят к получению духовного удовлетворения. А накопление опыта, который находит отражение в сознании, будет способствовать выбору в текущий момент оптимальных направлений с учетом недостатков прошлого.

Влияние духовного удовлетворения на развитие воли может иметь как положительное, так и отрицательное значение. В тот момент, когда воля позволяет  достигнуть  лучших результатов – это мотивирует и вселяет уверенность, что воля – основа для достижения цели. Когда результаты при одном и том же уровне воли и при более низком становятся схожими – это ослабляет волю человека. Воля, таким образом, должна находиться в постоянном «тонусе», иначе она растрачивается как стержень созидания духовного блага и при ухудшении ситуации может подвести общество. Когда человек принимает и признает чужие духовные блага, его коэффициент воли увеличивается, он в ответ на добро готов нести добро другим людям. Уничтожение духовных ценностей, грубость, воровство, различные конфликты понижают коэффициент воли у потерпевшей стороны или временно, или даже в целом, когда люди, потерпев несправедливость, начинают мстить всему миру.

Нужно понимать, что  процесс воспроизводства духовного капитала не является изолированным. Он находится во взаимодействии с другими видами человеческой деятельности (бытовой, трудовой и т.д.), вступает с ними в определенные противоречия, поскольку ресурсы постоянно делятся между духовной сферой и низшими потребностями по иерархии Маслоу. Закономерности взаимодействия факторов создания духовного капитала и внешней среды будут исследованы в следующей части работы.

 

Математическое представление для части 8

Математическое представление создания духовного блага состоит из двух ключевых составляющих: 1) определение количественной составляющей – человеческих ресурсов, направляемых на создание духовных благ; и 2) распределение ресурсов между различными видами благ, которое мы изучим в дальнейших разделах.

Базовым ресурсом для создания духовного блага является та часть трудовой деятельности, которая направлена на духовное воспроизводство. Доля этого вида трудовой деятельности определяется волей человека – его способностью действовать в соответствии с духовными ценностями. Духовные ресурсы человека, то есть духовное наследие (или духовный капитал), создаваемое им за единицу времени, будут определяться следующей формулой:

                                    Духовные ресурсы = V*L               (12)

V – коэффициент волевой деятельности   от 0 до 1 (определяет долю духовного производства в общем объеме трудовой деятельности человека);

L – трудовые ресурсы человека.

В духовной деятельности человека помимо труда задействованы творческие способности. Совокупные творческие способности человека Т делятся на предприимчивость N, работающую в сфере максимизации дохода и творчество в духовной сфере. Деление творческих способностей на две сферы также обусловлено коэффициентом воли, для простоты картины примем, что он одинаков для разных ресурсов, а на самом деле это будет столбец коэффициентов воли. Таким образом, духовные ресурсы включат ту часть труда и творчества, которые направлены на создание духовных благ:

 

                                    Духовные ресурсы = V*(L+Т)                   (13)

 

Остальные ресурсы творец направит в экономическую сферу (а точнее в сферу, которая называлась ранее экономической при неправильном понимании термина).

 

                                   Экономические ресурсы =(1-V)*(L+Т)                (14)

 

(1-V) – это коэффициент НЕВОЛИ  и он будет равен нулю, когда творец полностью подчинит свою деятельность высшим задачам. И наоборот, обнуление воли и подчинение своей жизни низшим материальным ценностям будет устремлять коэффициент неволи к единице. Все современные экономические модели не рассматривают волю, то есть принимают ее значение равным нулю и все ресурсы общества умозрительно направляют в «экономическую» сферу, что ведет к подмене понятий, да и целей общественного развития.  При этом предпринимательская способность в рамках творческих способностей описывается формулой:

 

                                    N = (1-V)*Т              (15)

Соответственно с нулевой волей основной движущей силой общества рассматривается предприниматель, а на самом деле это лишь частный случай творца.

К сожалению, в реальности сумма воли с неволею не дают единицу. Есть еще абсолютные потери, которые можно назвать БЕЗВОЛИЕМ, когда Емеля лежит на печи и вообще не применяет свои человеческие ресурсы, попусту теряя время. Для простоты картины мы пока не будем усложнять формулы коэффициентом безволия, просто помните о нем, когда бездарно разбазариваете свое время и жизненные силы.

Часть ресурсов, затрачиваемых человеком, можно относить и к духовной и к экономической сфере. Например, книги, фильмы или музыка, создаваемые за авторский гонорар, участвуют в процессе максимизации индивидуального дохода. Автор получает в данном случае общественное признание своих трудов в денежной форме, но для нас главным остается духовная направленность деятельности и ее отнесение к верхушке пирамиды потребностей. При этом денежная форма признания для авторов и творцов должна быть вторична. Не выпускающие в свет свои творения гении вызывают горькое сожаление. Сколько великих трудов сгорели в каминах либо потеряли актуальность, так и не дождавшись оплаты и заказчика?

Для всей социальной системы духовные ресурсы необходимо умножить на общую численность духовных людей  в ней. Формула будет выглядеть следующим образом:

 

                                  Духовные ресурсы общества = V*(L+Т)   (16)

 

где Population – численность социальной группы

В духовном производстве полноценно участвует и материальные ресурсы М и средства производства в части амортизации А. Творец (он же предприниматель) делит все, что имеет волевым коэффициентом на две части (либо приобретает на авансированный капитал) , и даже самые простые духовные блага типа покормить собаку или покатать детей на мотоцикле предполагают материальные затраты.

 

                                  Духовные ресурсы общества = V*(L+Т+М+А)                  (17)

Из этой формулы становится понятно, что духовные возможности общества будут убывать в случае смерти или недееспособности самых мощных личностей, духовных пастырей. Коэффициент воли очень разнится у людей от полной апатии до подвижничества и старчества, в каждой конкретной ситуации  принимаются различные решения о степени участия в духовном производстве, что  интерпретируется  экономической теорией в основном как потребление, однако на самом деле таковым не является. Потребление более узкая категория, даже самообучение и самосовершенствование – это термины духовного производства, причем основополагающие термины. А потребление есть уничтожение ресурсов без создания духовных благ.

Теперь мы можем представить Божественную формулу более полно:

                                   PD=∑ (t=1) (CD'+V*(L+M+A+T))                   (18)

 

Эта формула показывает, что каждый человек в момент рождения (или первого рождения с точки зрения некоторых религий) имеет определенный духовный капитал , и далее он приумножает его, творя добро, усилием воли затрачивая на это свой труд, творческие способности и материальные ценности. Чем выше коэффициент воли и ближе к единице, где воля становится любовью, а творец образом и подобием Бога, тем больший духовный рост удастся продемонстрировать человеку, и тем больший духовный потенциал  PD он наработает перед лицом вечной жизни. И наоборот, порождая антидуховные ценности и творя зло, можно падать бесконечно долго, уходя в минуса до полного самоуничтожения души. При этом первотворец дал нам подсказку, понимая, что такую божественную программу самостоятельно нам не потянуть. У нас есть возможность использовать весь наработанный человечеством духовный потенциал к данному моменту, мы можем прочитать в книгах, спросить у старших, увидеть во снах ответ на любой вопрос. Через актуализацию духовного наследия нашего народа мы найдем ответы для любой самой заковыристой задачки.

Духовное наследие наших предков можно осваивать непосредственно через процесс образования (обучение+ воспитание), и тогда освоенная нами часть духовного капитала добавится к нашему результату работы в божественной формуле. Процесс образования потребует от нас определенных затрат труда в рамках волевой работы и будет зависеть от совокупного духовного наследия предыдущего периода. Мы конечно не сможем в общем случае воспользоваться наработанным духовным капиталом других народов в силу языковых и культурных ограничений, поскольку образовательный процесс, в-первую, очередь исходит от самых близких нам людей: родителей, семьи, учителей, признанных нами культурных, научных и религиозных деятелей. Если бы мы имели во всех сферах беЗспорных авторитетов, то вместо постоянных поисков и ошибок, мы бы просто у них учились, учились и еще раз учились. Однако множество гуру, академиков и учителей транслируют лживые, антидуховные системы, и, попадая под их влияние, мы на самом деле идем в обратную сторону, сводя к нулю все духовные наработки предыдущей жизни (или жизней, если их было много).

Единственным нашим беЗспорным ориентиром остается голос совести – прямой разговор с нашим создателем, который работает даже у последнего подлеца, хоть и менее явно, чем у сознательного нравственного человека. У каждого бывают моменты, когда истинность ощущается всеми фибрами души, до дрожи и мурашек – тогда мы на самом деле находимся в рамках реальных духовных ценностей, и наша душа поет на той же неизвестной науке частоте. И наоборот, когда терзают смутные сомнения, наш голос совести, иногда очень тихий, подсказывает, что мы пошли  по пути наименьшего сопротивления,  сойдя с правильного жизненного маршрута.

Направление духовной работы можно условно разделить на две части: спасать всех или спасаться самому. Либо мы в данном конкретном случае форсируем процесс самообразования личности в аспектах обучения и воспитания, либо мы транслируем духовное наследие на окружающих. В первом случае мы играем роль ученика, во-втором – учителя, и это происходит на всем протяжении жизни. Костными людьми называют тех, кто больше не способен учиться, а по достижении преклонного возраста человек в большей степени выполняет роль учителя – транслятора духовного капитала на окружающих.  Основная часть процесса духовного производства не выходит за пределы личности: физическая зарядка и утренние процедуры, нравственный выбор и борьба с искушениями, личностные тренинги и чтение книг – это все внутренне духовное производство с плюсовым или минусовым практическим духовным результатом для конкретного человека. Эти мероприятия могут быть незаметными для окружающих либо затратными и массовыми, суть от этого не поменяется. Будут задействованы все возможные ресурсы, труд, материалы, средства производства и творческая способность (предприимчивость), а результатом станет изменение духовного капитала отдельного человека, как части совокупного духовного наследия. Если же творец направляет свои усилия вовне, передавая накопленные знания или воспитывая подрастающие поколения, то он становится учителем (пастырем) вне зависимости от своей реальной должности. Он учит, воспитывает, увлекает жизненным примером посредством поступков, книг, фильмов и любых способов коммуникации. Результатом этой духовной работы, требующей затрат всех видов ресурсов становится увеличение духовного богатства окружающих, а также их коэффициентов воли, их способности творить добро теперь уже своим близким.

Таким образом, процесс образования должен восполнять и актуализировать духовное наследие предыдущих поколений. Наша задача подхватить и приуможить их духовный опыт с тем, чтобы после их ухода совокупный духовный капитал нашего народа прирастал. Фактически божественная формула описывает две основных дорожки любого человека: либо идти своим путем, набивая шишки в поиске озарений, либо учиться у духовных наставников, которые могут облегчить весь маршрут, но могут и завести к лукавому вне зависимости от их признаваемого всеми авторитета.  Ну а для тех, кто никуда не хочет идти остаются удобные многополосные комфортные автострады неволи и безволия. Неволя подчиняет нашу жизнь примитивным потребностям низшего уровня из кинофильма Кин-дза-дза типа пожрать, обвеситься цацками и помыкать беззащитными. А безволие просто транжирит наше время ни на что, неся по течению жизни в неизвестном направлении.

Две наших жизненных дорожки, два основных направления духовного производства можно в общем определить как образование и преобразование. Все доступные нам духовные ресурсы  мы по большому счету тратим либо на самосовершенствование, либо на преобразование мира, окружающих нас людей и институтов. Типология духовного производства конечно же будет сложна и многообразна, но в общем будет направлена на две цели: спасать всех или спасаться самому.

                                             

                                                                                  Population                       Population

                                      V*(L + M + A + T) = O *                   P D' + П* ∑       PD'                           (19)

                                                                                        1                                    1   

                 Population

  O * ∑        PD'  

                  1                                  это совокупное духовное наследие предыдущего периода всего населения, помноженное на условный коэффициент образования конкретного человека. В итоге это перемножение дает нам ту часть духовного наследия, которую удалось освоить за период и добавить к собственному духовному результату личности. Оно может быть как положительным, так и отрицательным в случае деградации.

В экономической теории есть множество моделей, которые интерпретируют все то же самое, как информацию. Они вводят ее как еще один фактор производства. И это достаточно большое упрощение ситуации.

                 Population

  П * ∑        PD'  

                  1

  это совокупное духовное наследие всей социальной группы, помноженное на условный коэффициент Преобразования, то есть влияния личности на общий духовный результат.  Перемножение дает нам в плюсовой (или минусовой) зоне величину влияния человека на духовный результат всех других участников группы.

Следует помнить о том, что наша формула нацелена в бесконечную временную даль, а мы находимся во времени t.  И соответственно она будет показывать текущий результат конкретного периода, который сложится из духовных результатов всех предыдущих периодов. Получение суммарного отрицательного результата будет означать нравственную гибель личности, страшные муки ада или даже разрушение сущности (души) человека в зависимости от принимаемой исходной религиозной концепции.

Проведем преобразование божественной формулы, из которой теперь видно, что приращение духовных результатов состоит из самообразования (прежде всего нравственного) и преобразования окружающего мира.

                                           PD=∑(t=1) (CD' + П * ∑1Population PD'  + O * ∑1Population PD' )            (20)

Божественная формула наглядно демонстрирует, что даже сообщества людоедов будут в какой-то части продуцировать духовные блага, а также самосовершенствоваться за счет образовательного процесса. Их совокупный результат, конечно же, будет бездуховным, однако в каких-то пространственных и временных рамках они будут напоминать обычный коллектив людей: учить чему-то детей, формировать товарищества с взаимовыручкой и внутренней субкультурой, развивать производственные и военные  технологии и т.д.

Положительные результаты формулы и жизни в основном будут определяться волевым коэффициентом V (столбцом коэффициентов)  и уровнем творческих способностей Т.  Если человеку удастся четко держаться стороны света и целенаправленно поддерживать две этих переменных на достойном уровне на протяжении всей жизни, то он выполнит все задачи свое религиозной концепции, если она, конечно, находится в духовной системе координат. Если же реинкарнация реально существует, то эта формула осложнится издержками перехода от одного воплощения к другому с учетом того, что мы теряем память о предыдущих жизнях и часть наработанного потенциала, то есть вынуждены каждый раз начинать из почти нулевой точки

Оставить отзыв

Вы можете задать вопрос админитраторам сайта, воспользовавшись формой отправки.

* - Поля, обязательные для заполения.

Комментарии могут оставить только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Регистрация | Авторизация

Внимание

Комментарии могут оставить только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Регистрация | Авторизация

OK