Распространяется бесплатно

Божественная формула

6. БОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМУЛА

          В случае с экономикой слово ЛЖЕНАУКА – это не фигура речи, а страшная угроза, нависшая над человечеством (или уже реализованная). Дьявольская формула набирает обороты, навязывая принцип выгоды основным жизненным приоритетом все большему количеству людей. Но если есть формула сатанинская, должна быть и божественная формула, раскрывающая ту программу, что вложил в нас Творец или матушка – природа, а мы своей неумелой жизнью извратили до противоположной.

Для понимания сути и сложности необходимых изменений в социально-экономических отношениях важно еще раз обратиться к пирамиде потребностей Маслоу и сопоставить ее с иерархией потребностей с точки зрения общественного развития. В пирамиде Маслоу первоначально удовлетворяются потребности выживания и безопасности, а затем потребности социализации. Общественные потребности и потребности социального и духовного развития раскрываются в последнюю очередь. Потребности можно рассматривать как направленность действий и сознания человека. Только при достижении уровня общественных потребностей человек начинает мыслить с позиции общественного блага и именно в этом случае его деятельность направлена на реальное развитие общества. То есть, с одной стороны, достижение этого уровня является необходимым условием для рассмотрения человеком своей деятельности с позиции общественного блага. С другой стороны, это является своеобразным механизмом, который создает условия для самоограничения потребления и расширения роли общественно полезной деятельности. Таким образом, достижение данного уровня потребностей является альтернативой парадигмы постоянно возрастающей стоимости капитала. Ее отличие состоит в том, что субъекты этой экономической системы непосредственно ориентированы на достижение общественного блага.

Но здесь упускается важный момент – не существует никакого четкого понимания границ, где общественные потребности получают приоритет. Более того, вся история человечества указывает на то, что эта зависимость носит весьма условный, субъективный характер. Материальные потребности могут развиваться бесконечно и подпитывать интерес к материальным благам со стороны человека. Но даже там, где нематериальные ценности получают приоритетное развитие, вступают в силу законы выживания материального мира. Социальная система, ориентированная на духовные ценности, становится целью для порабощения со стороны материально ориентированных социальных систем в силу слабости и уязвимости своей технологической составляющей. 

Ключевая проблема сложившейся социально-экономической системы состоит в том, что ценности человека отделены от его потребностей и деятельности через концентрацию на краткосрочной деятельности. Поступок или действие имеет свой контекст, в котором они совершаются. Контекст одного и того же события может быть различным при различных условиях. Конкуренция за материальные блага приводит к сужению контекста экономических решений. Чем уже контекст действия, тем меньше факторов учитываются при его выполнении. При этом исключаются из контекста, как правило, факторы, которые не оказывают очевидного или прямого воздействия. Проще говоря, остаются те факторы, которые оказывают непосредственное и выраженное воздействие на систему потребностей человека. А это, прежде всего, потребности низшего уровня. Человек не рассматривает соответствие того или иного действия ценностям, если речь идет о рядовом событии. Такие действия выполняются, прежде всего, в рамках прошлой практики человека и социо-культурных особенностей. Но сами социо-культурные нормы являются отражением практики  людей в сложившихся социально-экономических отношениях.

Ситуация наглядно представлена на рис. ниже.

 

Экономическая деятельность человека согласуется с его наиболее насущными потребностями. Система же ценностей противоположно направлена системе потребностей. Возникает конфликт между деятельностью человека и его ценностями. Если  этот конфликт не разрешается десятилетиями для большинства людей, то постепенно они принимают низшие ценности за базовые, поскольку в поиске ответа на сущностный вопрос о смысле жизни недоступность высших ценностей делает ориентацию на них бессмысленной. Таким образом, вся жизнь человека, по сути, посвящается низшим ценностям. Собственно, низшие ценности становятся обоснованием смысла жизни, что оправдывает самые аморальные и мерзкие поступки и преступления человека. Не зря преступность в такой системе наиболее широко распространена в социально неблагополучных группах (проще говоря, среди бедных). Среди этих групп доля людей, которые приняли ценности низшего уровня за базовые, особенно велика, а значит в системе координат их жизни преступление уже не является таковым, и наказание в виде срока тюремного заключения никак не решает ключевой проблемы согласования ценностей высшего уровня с потребностями и поведением. Проще согласовать и обосновать ценности в соответствии с имеющимися потребностями.

Если вернуться к вопросу о максимизации благосостояния, то на различных уровнях шкалы ценностей, оценка будет радикально отличаться. Причем максимизация благосостояния в каждой точке ценностей будет достигаться, когда потребности и поведение человека будут с ними согласованы. То есть максимизация благосостояния с точки зрения низших ценностей будет достигаться, когда общество и человек руководствуются низшими потребностями и низшими видами деятельности. Это обусловлено тем, что вся энергия общества будет направлена на реализацию ценностей этого уровня.

Максимизация благосостояния с точки зрения ценностей высшего порядка не может быть достигнута на основе обратной иерархии потребностей. Соответственно, даже если бы можно было предположить, что на каком-то этапе социальная система может выйти на уровень удовлетворения высших потребностей, то она была бы далека от максимизации своего благосостояния.

Следовательно, максимизация благосостояния общества с точки зрения высших ценностей достигается при условии, что его деятельность и потребности также соответствуют и согласованы с этими ценностями. Только в этом случае деятельность общества может быть направленна на достижение духовных ценностей.

Ключевое отличие материалистического понимания благосостояния от духовного заключается в бренности всего материального. Также как тело человека, так и материальные блага бренны, поэтому для оценки их ценности ключевое значение получает время. В материалистической экономической системе сложились различные категории, характеризующие изменение ценности блага во времени

Изменение стоимости блага во времени заставляет общество и человека концентрироваться на коротких временных интервалах пока ценность блага не исчезла. Например, деньги должны быть вложены куда-то пока их стоимость существенным образом не снизилась. За пользование благами собственник берет плату. Так же и человек стремится получить как можно больше материальных благ за период своей жизни. В конечном итоге любое благосостояние в материальном мире нивелируется, то есть его стоимость будет равна нулю. Но необходимость удовлетворения материальных благ все снова и снова требует от человека постоянно вести гонку за материальными ценностями.

Ценность духовного блага не имеет измерения времени. Она может увеличиться или уменьшаться в различных условиях и на основе различных точек зрения, но здесь не существует прямой связи между временем и ценностью блага. Самое удивительное, что только в этой системе координат, игнорирующей время, возможно накопление общественного благосостояния. Такое благосостояния не привязано к бренному материальному объекту и потому существует вечно.

Важной проблемой реализации идеальной модели общественного развития, при которой максимизируется общественное благосостояние, является двойственный характер человека – как существа одновременно материального и духовного. Каждая из сторон имеет свои потребности, но поскольку человек представляет собой единство этих двух начал, то делаются попытки связать эти разнородные потребности в единую систему, подчинить единой шкале. Для того, чтобы гармонизировать эти разнородные потребности принимается, что человек может перемещаться от одного вида потребности к другому, например, на основе закона предельной полезности. На самом же деле, это две противоположности человеческой сущности, и их потребности также антагонистичны. Доминирование материальных потребностей приводит к подавлению человека как существа духовного, как было показано ранее. Но вместе с тем ценности не исчезают, поскольку они неотделимы от человеческой сущности. Ценностная система человека концентрируется на наиболее примитивных формах, согласующихся со смыслом жизни в материальном мире. Также доминирование духовного начала приходит к подавлению человека как существа материального, но это не значит исчезновение материальных потребностей и последующую физическую смерть. Однако происходит маргинализация материальных потребностей и сами по себе они удовлетворяются на минимальном уровне. Сущность человека как существа одновременно духовного и материального требует постоянного согласования  и разрешения этого противоречия в какой-то форме. Это постоянная борьба внутри человека.

Отсюда могут возникнуть опасения в том, что научные исследования и развитие производительных сил прекратятся при формировании духовной системы. Это не соответствует действительности. Ключевым изменением в развитии материального производства будет то, что оно сконцентрируется вокруг гуманитарных и социальных ценностей, а не на удовлетворении эгоистических материальных потребностей самих по себе во все возрастающей степени. Например, средства связи имеют важное значение,  как инструмент для удовлетворения потребностей человека в общении, но потеряют ценность как бренд. Если в материалистическом обществе роль различных брендов высока, то в духовном обществе не может быть существенных различий между брендовой вещью и noname. Также научные исследования не прекратятся и, возможно, даже не сократятся, но их структура примет совершенно иной вид, ориентированный на общественные потребности. Значительная часть исследований проводится в настоящее время в области разработки вооружений или технологий, основным предназначением которых является удовлетворение потребностей, которые не оказывают никакого влияния на общественное благосостояние с точки зрения ценностей высшего порядка. Например, в ряде случаев использование дорогостоящих натуральных материалов (дерева, кожи) в салонах автомобилей не имеет никакого утилитарного значения, в то время как улучшение экологичности двигателей, безопасности может считать вполне обоснованным. Или, например, крупнейшие сети фаст-фудов тратят огромные средства на то, чтобы изучить потребности и вкусы людей и разработать наиболее изощренные, почти наркотические способы поддержания их лояльности.

Таким образом, нельзя говорить о том, что развитие производительных систем в такой системе экономических отношений затормозится, но направление развития может претерпеть существенные изменения. Развитие материального производства будет выражением духовного развития и меняющихся духовных ценностей человека и общества в целом.

Благосостояние в такой системе будет складываться из материального капитала и духовного капитала. Для сохранения своей стоимости материальный капитал требует постоянного оборота в системе производства. Обездвиженный материальный капитал снижает свою стоимость вплоть до полного исчезновения. В отличие от него ценность духовного капитала с оборотом только увеличивается. Духовные навыки и опыт дают возможность в дальнейшем более эффективно создавать новые духовные ценности, распространять и использовать их. Таким образом, каждая единица духовной ценности вместо девальвации проходит своеобразную ревальвацию, то есть повышает свою стоимость во времени.

Формула общественного благосостояния при изложенном понимании является производной от доминирующих ценностей. Можно сказать, что существует множество вариантов этой формулы с учетом различных способов комбинации материальных и духовных ценностей. В этой связи концепция человека экономического, которая до сих пор является основной для большинства экономических наук, является не более чем частным случаем, в котором предполагается, что человек действует исключительно с точки зрения максимизации своего материального благосостояния.

В структуре ценности-потребности-поведение, ценности являются наиболее сложным для изменения и одновременно наиболее устойчивым элементом. А, следовательно, изменения этого элемента требуют значительно больших усилий, чем изменение поведения или системы потребностей. Из-за особенностей человеческого сознания значительно проще адаптировать поведение под потребности, поскольку практика дает быстрые результаты и воспроизводимость, которые сложно достижимы при развитии ценностей. Но вместе с тем механизм максимизации духовного благосостояния можно выразить практически идентичной формулой, с той лишь разницей что теперь она принесет положительные плоды:

                                                             ∞

                                                 Profit= (C' + Costs) > 0           (11)

                                                             1

 

Создаваемые духовные блага не подвержены обесцениванию во времени. Поэтому прибыль от развития духовного капитала практически равна вновь созданному капиталу. Кроме того, это означает, что данная система никогда не будет вести к убыткам (без учета сознательного уничтожения духовных благ).  Во-вторых, в отличии от материального производства, приращение духовного капитала требует значительно большего времени. При этом, если в материальном производстве благосостояние растет пропорционально скорости оборота капитала, то в духовном производстве такая зависимость отсутствует. В-третьих, для духовных благ также существует понятие редкости, но оно имеет принципиально иную суть. Если в материальном производстве редкое благо может быть приобретено за универсальные средства обмена – деньги, то в духовном мире редкое благо доступно только для людей, которые накопили собственный духовный опыт. Здесь присвоение чужого продукта через обмен является невозможным, хотя собственно обмен духовными благами имеет место и играет аналогичную роль системы материального воспроизводства, но с учетом имеющихся особенностей. Поскольку приобретение духовного блага требует получения необходимого собственного духовного капитала адекватного этому благу, а также мотивации владельца, то присвоение результатов чужого труда не происходит, что разрешает ключевое противоречие капиталистической системы материального производства. Между различными ценностными системами может также возникать конкуренция, но успехов в ней добиваются те группы, которые добиваются наилучших собственных успехов в развитии духовности. По аналогии с развитием материальной системы, которая ведет к неизбежной монополизации материальных ресурсов и контроля над человеческим сознанием, развитие духовной системы ведет к развитию божественной системы. В конкуренции идей духовного развития возобладает та, которая максимально близка к сущностным чертам человеческого духа. Эта система также монополизирует направленность человеческого сознания в пределе, как система антихриста монополизирует человеческую материю.

Эту общественную систему можно назвать идеальной по нескольким причинам.

Во-первых, она реализует сущностные человеческие черты и ценности в потребности и поведение человека. Поведение и деятельность являются основным инструментом взаимодействия человека с окружающим миром. Поскольку деятельность человека в этом случае ориентирована на фундаментальные человеческие ценности, то оно строится исходя из гармонизации общего и личного блага.

Во-вторых, происходит гармонизация личности самого человека, когда не возникает противоречий между ценностями и действиями человека. Человек приобретает целостность в своем восприятии мира и себя.

В-третьих, благосостояние каждого и общества в целом максимизируется в результате однонаправленной работы общественных и личных интересов.

Но наиболее ценным видится взаимосвязь данной системы с Божественной аксиомой. Религия в ее современном состоянии представляет собой концентрацию системы ценностей. Она является таким выражением этой ценностной системы, которая обращена к огромному количеству людей, имеющих разный социальный статус, возраст, опыт и знания. Кроме того, она должна быть построена независимо от социально-экономической системы текущего времени, чтобы оставаться всегда адекватной. То есть, она лишена исторического контекста. Это важное условие, чтобы данная система оставалась вечной вне зависимости от исторических трансформаций. Неизменность этой системы в ходе всей истории указывает на то, что в ней сохранилось то, что имеет ценность вне исторических рамок. Или, говоря по-другому, вне времени. От всего инородного эта система очистилась в течение длительного периода своего существования.

Если проводить параллели с той системой духовного мира, которую мы описали ранее, то обе системы содержат ценности, которые являются вечными для человечества. И нужно отметить, что это единственные вечные ценности. Поэтому только они могут быть точкой отсчета и системой координат для оценки жизни человека. Следование этим ценностям максимизирует благосостояние человека с точки зрения вечности, вне каких-либо временных ранок. А Библия и другие священные книги является указанием, следование которому приводит к достижению этой цели. Это своеобразная божественная программа человека, которая призвана ориентировать его потребности и деятельность в направлении достижения вечных ценностей. В этой системе блага лишены тленности материальных, но их достижение значительно сложнее, так как не может быть результатом присвоения или обмена. В этом заключается  важнейшая черта духовных благ. Их достижение определяется развитием человека как целостного существа. Нельзя понять ценность благотворительности и добра без соответствующего духовного развития. Нельзя понять ценность искусства, не имея чувства прекрасного. Но в каждом случае это духовное развитие является индивидуальным и отличным, хотя  многие базовые вещи «пригодны» и ускоряют познание других видов ценностей. Поэтому божественная программа человека – это программа его всестороннего развития, каждый шаг в которой ведет к укреплению веры в нее и реализация которой невозможна за чужой счет.

Божественная программа является противопоставлением дьявольской системе, которая направляет человека на сужение его жизни и развития до минималистических граней и зарабатывания денег как универсального средства получения благ. Нетрудно понять, что в условиях узкой концентрации человеческой деятельности на этой цели вся духовная жизнь деградирует и маргинализируется в извращенные формы удовлетворения – ночные клубы, бессмысленные покупки дорогостоящих вещей ради «понтов», просмотр телевизионных программ, выставляющих различные стороны жизни других людей и пр. Конечный результат такой жизни равен нулю и уходит вместе с прахом человека, в то время как духовные вершины, достигнутые на основе реализации божественной формулы, остаются навсегда.

Оставить отзыв

Вы можете задать вопрос админитраторам сайта, воспользовавшись формой отправки.

* - Поля, обязательные для заполения.

Комментарии могут оставить только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Регистрация | Авторизация

Внимание

Комментарии могут оставить только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Регистрация | Авторизация

OK