Распространяется бесплатно

Лженаука

1. НАУКА: РОЛИ И ЦЕЛИ

 

«Наука - это попытка привести хаотическое многообразие нашего чувственного опыта в соответствие с некоторой единой системой мышления»

Альберт Эйнштейн 

Какую роль играет наука в жизни человека и человечества? Каково предназначение науки, на какие вопросы научное познание может дать ответ, а какие – остаются за рамками ее компетенции? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в этой работе.

 

Что такое наука?

Для начала следует определиться с терминологией. Наука, согласно обобщенным определениям основных значимых словарей, – это один из способов познания мира, сфера деятельности человека, основной задачей которой является выработка и систематизация объективных знаний о мире. Объективность, в свою очередь, предполагает возможность доказательства, поэтому научное познание имеет методологию, опираясь на которую, можно признать или опровергнуть научное предположение. Основными этапами научного познания являются:

  • Наблюдение, исследование, измерение, последующее описание явления, объекта.
  • Анализ результатов.
  • Последующий синтез (обобщение) и формирование гипотезы.
  • Формулировка следствий из гипотезы путем применения инструментов логики.
  • Эксперимент, способный подтвердить верность гипотезы или ее опровергнуть.

Науки делятся на фундаментальные и прикладные. Первые призваны выработать общие концепции, законы и методы, вторые – найти реализацию гипотез и теорий в практической жизни человека.

Некоторым «особняком» стоят философия и математика, которые, по своей сути, строго теоретические, служат методологической и концептуальной опорой для наук более практических, таких как физика, биология, химия и т.д.

Многие сферы медицины (являющейся комплексом наук) и психология также заслуживают отдельного внимания как науки, в рамках которых эксперимент недопустим или ограничен: непосредственно касаясь человека, ни медицина, ни психология общенаучной стандартной методологией пользоваться не могут, хотя и стремятся к выработке объективного знания.

 

История науки

Принято считать, что предпосылкой для формирования научного подхода к познанию мира явилось отделение человеком себя от мира, то есть формирование субъектно-объектного восприятия.

Такое отделение существовало не всегда: на ранних этапах человечество обладало синкретическим сознанием – это было время зарождения мифа, период самого раннего познания человеком окружающего мира. Развитие человека в известном смысле повторяет развитие человечества, и у маленьких детей мы наблюдаем то же явление: неспособность разделить себя и мир так, как это могут делать взрослые.

Человечество развивалось, приобретало способность анализировать, обобщать, создавать новое… Общественная жизнь становилась все более сложной: небольшие поселения вырастали в города, а города – в государства. Возникала необходимость вести совместное хозяйство и распределять блага. Наука играла роль практического помощника в строительстве, прежде чем заняла отдельную нишу в культурном пространстве.

Принято выделять несколько периодов в истории науки:

  • Преднаука, зародившаяся в цивилизациях Древнего Востока. Прежде всего, это астрология, нумерология, доевклидова геометрия и грамота. Этот период в истории науки характеризуется бездоказательностью и директивностью: знания передавались из уст в уста как нечто неоспоримое, составляющее основу мироустройства. В этот период времени наука была еще очень близка к ремеслу, выполняла лишь практические функции.
  • Развитие философии в Древней Греции, склонность к анализу, сомнению и, соответственно, необходимость в доказательстве породили новый виток развития науки, названный античным. Это период осмысления окружающего мира: человечество не просто использовало науку для решения практических задач, но видело познание как самоцель.
  • Средневековый период характеризуется активным внедрением эксперимента, чему способствовал рост популярности алхимических опытов. Кроме того, Средние века – эпоха расцвета христианства, а, вопреки распространенному мнению, религия – не помеха для науки. Единобожие как философская система, воспринимающая человека как хозяина мира и венец творения стала отличным подспорьем для развития научной мысли.
  • Ренессанс
  • Классический период – время формирования науки в современном ее понимании. Возврат к традиции как реакция на Ренессанс породил необходимость развенчать ряд мифов, сделать мир более простым, понятным любому человеку.

Постклассическая наука претерпела кризис традиционных рациональных представлений и сформировала новые теории – это теория относительности Эйнштейна, теория Большого Взрыва, фрактальная геометрия Мандельброта и т.д.

 

Специфика научного познания

Главная особенность научного познания – неспособность ни одной системы суждений обосновать с точки зрения собственной логики все суждения, в нее входящие (один из выводов теоремы Геделя о неполноте формальных систем).  http://lpcs.math.msu.su/vml2009/

Проще говоря, наука опирается на некоторые убеждения, которые недоказуемы логически и принимаются ею на веру. Один из ярчайших тому примеров – математика. Нам со школьной скамьи известен ряд аксиом, неподлежащих доказательству и одновременно незаменимых при решении любой, даже самой простой задачи.

Само научное познание предполагает ряд установок, аксиом, которые будут приниматься нами безоговорочно. Поэтому многие занятия, например, в математическом анализе начинаются со слов «примем на веру», потом декларируется аксиома, и из нее выводятся разного рода конструкции.

Сам себе процесс познания также предполагает целый ряд условий

Во-первых, познание возможно только тогда, когда материальный мир в принципе существует (что отрицается, например, индуизмом, в рамках которого наука не развивалась).

Во-вторых, познание возможно, если материальный мир познаваем в принципе. Для этого необходимо, чтобы он был, во-первых, единообразен, во-вторых, устойчив во времени. То есть нам надо за аксиому принять принципы изоморфизма и изохронизма.

В-третьих, познание мира возможно тогда, когда мир не является святыней, объектом почитания. Именно поэтому Античность не могла дать ответ на многие вопросы: древние греки – пантеисты, для них мир одушевлен и божественен, и «препарировать» его – это святотатство. Наука классического периода развивалась в условиях монотеистического и объективистского христианства Западной Европы, делающего разницу между миром и его Создателем. Человек – хозяин мира, и имеет право его понять.

 

Роль науки в жизни человека

Роль науки в жизни современного человека определяется теми функциями, которая она выполняет.

Прежде всего, это познавательная функция: наука создает и воспроизводит знание, систематизирует имеющуюся информацию. Она помогает человеку ориентироваться в естественных и общественных процессах, открывая двери в неизведанное и упрощая действительность. Причем методы познания науки сильно отличаются от методов познания искусства или религии. В отличие от первого, наука не использует чувство, в отличие от второго – не задействует веру, а точнее не должна этого делать. Наука демифологизирует, «расколдовывает» действительность. Искусство и религия не преследует подобных целей.

Мировоззренческая функция – следующая, выполняемая наукой. И здесь важно понимать, что сама наука мировоззрением быть не может, она всего лишь наполняет объективным знанием нашу жизнь, влияет на восприятие. Распространенный в эпоху «воинствующего атеизма» взгляд, согласно которому наука может заменить религию, в корне не верен – это все лишь идеологический ход. Религиозность также относится к сфере познания, но, опираясь на веру, как раз образует мировоззрение. Наука же, опираясь на факты, всего лишь помогает отделить зерна от плевел и упорядочить наши представления о мире.

Наука играет важную роль в образовании: она формирует методы обучения, систематизирует знания для их последующей передачи и т.д.

Самая заметная функция науки – практическая. Развитие науки – это залог любого технического прогресса. Согласитесь, достаточно сложно представить сегодняшний день без электричества, газа, телевидения, сети Интернет… Абсолютно все, от строительства домов до приготовления пищи, сегодня связано с научно-техническим прогрессом.

Не стоит при этом забывать о гуманитарных и общественных науках: истории, филологии, социологии и т.д. Они играют большую роль в формировании верного нравственного вектора, оценки прогресса с точки зрения человечества. Широко известно, что нацисты в годы Второй Мировой войны проводили множество опытов над людьми и получали «интересные» результаты, но можно ли считать такое пренебрежение основной ценностью – человеческой жизнью – адекватным базисом для развития познания? Каким будет окружающий нас мир, если любознательность и познавательный интерес не будут основываться на нравственности?

                                              

В качестве итога

Наука – это явление и социальное, и личное. С одной стороны, наука – это большой пласт культуры, с другой – стремление к научному познанию рождается в нас самым сильным инстинктом – любопытством…

Наука настолько же естественна, как и религия, искусство, но играет совсем иную роль: рассказывает об объективном мире, утверждает основы, которые помогают нам «врасти» в реальность более плотно.

Несомненной целью науки является комфорт для человека. Математики часто шутят, что наука движется ленью, то есть мы стремимся совершить открытие, которое позволит нам не тратить столько сил и времени на простые бытовые вопросы. Значит, в конечном счете, цель науки – сделать человека счастливым, помочь ему в решении бытовых и иных материальных проблем, не дать впасть в отчаяние и уныние.

Как говорил великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев: «Наука только тогда благотворна, когда мы ее принимаем не только разумом, но и сердцем». http://lesoteka.livejournal.com/16121.html Лишенная чувств, наделенная только методом и объективностью, наука принадлежит человеку, в котором бьется живое сердце и у которого есть вечная душа. Использование всей этой суммы человеческих ресурсов открывает двери по-настоящему великим открытиям.


1. НАУКА: РОЛИ И ЦЕЛИ

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУК

3. СОВРЕМЕННЫЕ КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ

4. ПСЕВДОНАУКИ

5. ИСТИННОЕ СЧАСТЬЕ – ЕСТЬ ЛИ ОНО?

6. ИСТИННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ НАУКИ

Отзывы

Наталья [06.09.2017]

Необычный сайт

Dum [29.06.2015]

проверка

1111 [25.06.2015]

еще проверка

Dum [25.06.2015]

проверка связи

Оставить отзыв

Вы можете задать вопрос админитраторам сайта, воспользовавшись формой отправки.

* - Поля, обязательные для заполения.

Комментарии могут оставить только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Регистрация | Авторизация

Внимание

Комментарии могут оставить только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Регистрация | Авторизация

OK